ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

19.12.2002 12:30:

PreVIEW
ПЕТР ВЕЛИКИЙ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНЦЕВ



С 3 января 2003 года на канале ТВС необычная премьера: американский сериал «Петр Великий» - первый иностранный сериал, снятый на территории Советского Союза (в 1985 году).

Впервые американцы снимали фильм на территории Советского Союза и впервые советская сторона оказывала американцам подобную услугу.

В 1986 году «Петр Великий» был признан лучшим телефильмом Америки и сейчас впервые, по прошествии почти 20-ти лет, он показывается у нас!



«Петр Великий» - это первый американский фильм о Петре I и в целом первое обращение западных кинематографистов высокого уровня к российской истории!

Американский «Петр Великий» не ставил своей целью как-то по-иному представить российскую историю той эпохи. Идея состояла скорее в том, чтобы сделать качественный зрелищный сериал на экзотическую (для американцев) тему. И у них это получилось – «Петр Великий» - это захватывающее по масштабности зрелище, с великолепным развитием интриги и очень динамичным действием (буквально за какой-то час юный Петр успевает дважды спастись от смерти, вырасти, заинтересоваться западной культурой и начать пользоваться успехом у женщин).

В основе сюжета лежит роман Роберта Масси «Петр Великий. Его жизнь и его мир», который получил Пулицеровскую премию.

«Петр Великий» – это фильм-биография Петра Первого, где Петр показан как сильная, харизматическая личность - настоящий герой со сложным характером и отличный от других.

В этом фильме снялись чуть ли не все знаменитости мира: Максимилиан Шелл (Петр I), Ванесса Рэйдгрэйв (Софья), Омар Шариф (князь Федор Ромодановский), Лоуренс Оливье (король Вильям III), Ханна Шигула (Катерина), и многие другие, а также замечательные российские (тогда еще – советские) актеры: Наталья Андрейченко (Евдокия), Борис Плотников (Алексей), Всеволод Ларионов (князь Сухоруков) и другие.

Даже оператор у фильма был оскароносный – всемирно известный итальянец Витторио Стораро. «Петр Великий» - это потрясающие декорации и костюмы. Фильм был удостоен премии «Эмми» за лучшие костюмы, которых было сделано более 5000. Художник-постановщик Александр Попов до мельчайших подробностей воссоздал деревянную Москву и московский Кремль той эпохи – в Суздале.


«В настоящем Кремле нам снимать не дали, потому что это было американское кино, а дипломатические отношения с Америкой были тогда сложные», - рассказывает директор картины Аркадий Кушлянский. И продолжает: «Когда к нам на студию им. Горького пришел комендант Кремля и увидел, что у нас все один к одному, он сказал, что к нам можно водить экскурсии».

На создание фильма ушло около двух лет и 27 миллионов долларов.

Съемки проходили в основном в Суздале, а также в Москве на киностудии им. Горького. Несколько сцен были сняты в Петербурге и Бухаре и в Вене.

Курьезы и факты

В Москву через Бухару Съемки сразу начались со скандала, потому что произошла задержка на 2 недели, а это значило огромный долг. Съемочная группа поехала снимать крепость в Бухару. На обратном пути весь реквизит и костюмы должны были грузить работники студии «Узбек-фильм». Ребята там по-русски говорили не очень, не говоря уже об английском.

В результате недопонимания все необходимое погрузили не в самолет, а в машину. Когда группа прилетела в Москву, то ни одного костюма, ни одного парика не обнаружила. Машины с реквизитом разгрузили, погрузили туда дыни и поехали в Новосибирск продавать, вернулись, погрузили реквизит и поехали в Москву. Их искали по всем дорогам. Машина появилась через 2 недели, в результате съемки задержались. Съемочной группе пришлось работать с утра до ночи, чтобы отработать неустойку.

Русская зима

Зима была холодная, все очень замерзали. В съемках участвовал целый кавалеристкий полк, и на морозе у них отлипали усы. Потом был «разбор полетов» - почему половина солдат без усов, почему пики поломаны… Пришлось нашим организаторам рассказывать, что такое настоящая русская зима. Вышло убедительно – продюсеры даже аплодировали.

Истории с премией «Эмми»

История 1: Элла Маклакова и художник-постановщик Александр Попов были первыми советскими людьми, персонально поехавшими в Америку на церемонию вручения премии «Эмми». Раньше в Америку ездили только чиновники. По словам Эллы, узнав, что ей дают эту награду, она даже не сразу обрадовалась, потому что «мы ведь понятия тогда не имели, что это такое».

История 2: На торжественную церемонию вручения премии необходимо являться в вечерних туалетах. Как найти подходящую одежду в СССР в 1986 году? И так, чтобы колготки были в тон к платью? А художнику по костюмам надо выглядеть тем более прилично. Пришлось искать по костюмерным. Долго не могли найти туфли – в итоге прислали их за день до отъезда, да и то не совсем подходящие.

И опять о костюмах

Художник по костюмам Элла Маклакова жаловалась: «Мучиться с этими актерами-звездами приходилось страшно. Особенно с Максимилианом Шеллом. У него был кем-то подаренный шарф, который он никогда не снимал – как талисман. Но не может же Петр Первый быть в черном современном шарфе! Мы ругались страшно, но все-таки есть несколько кадров, где он шарф так и не снял. А на съемках свадьбы в церкви он в своих кожаных перчатках. Я понимаю, было действительно очень холодно, но венецианские кружева и перчатки от современных кутюрье!»

О любви

«Петр Великий» положил не только начало советско-американской дружбе, но и романтическим чувствам. Именно на съемках этой картины познакомились Наталья Андрейченко и Максимилиан Шелл. Знакомство это переросло в бурный роман, а затем и свадьбу. Директора картины пригласили свидетелем.

О КГБ, о кино, о связях, о жизни

История1: 1985 год - непростое для российско-американских отношений время. Очевидцы рассказывают, что во время съемок в Суздале за ними постоянно следили из КГБ, допрашивали, подслушивали, проверяли всю аппаратуру и документы, не давали нигде снимать и отсматривать материал. Пришлось вмешаться директору картины: благодаря его знакомству с кем-то из «вышестоящих», безобразия прекратились, а в местном владимирском комитете «полетели головы». Интересно, были ли среди американцев шпионы?

История2: В один день была назначена встреча 12-ти актеров из 11-ти стран, а Борис Плотников, который должен был сниматься в этой сцене, уехал на другую съемку в Баку. Американцы очень волновались, подозревали саботаж... Директор картины Аркадий Кушлянский вспомнил, что был знаком с начальником КГБ Азербайджана еще по картине «Вооружен и очень опасен». Были приняты соответствующие меры и Плотникова посадили на первый же самолет.

Или орден, или пенсия

Впервые советские кинематографисты столкнулись с таким интернациональным коллективом, ведь помимо американцев, там были и англичане, и итальянцы, и австрийцы - и все должны были понимать друг друга. «Непривычно сначала нам было работать так быстро и уж особенно трудно понять, что у них задержка хоть на один день значит неустой, теряются деньги. Невероятно тяжелая была для нас картина, но в итоге все получилось. Все задержки мы догнали. Мне министр культуры за этот фильм медаль обещал, но я попросил персональную пенсию». (Аркадий Кушлянский).

Дружбе ура!

По словам участников с русской стороны, компания была хорошая. При расставании все плакали, так подружились. Американцы были в восторге от Суздаля зимой. Съемочная группа подарила студии Горького 4 камеры, оборудовала за свой счет целый зал, оставила часть реквизита. А всем русским актерам сделали подарок – пригласили на месяц в Вену.

В фильме снимались:

Максимилиан Шелл (Петр), Ванесса Рэдгрэйв (Софья), Омар Шариф (князь Федор Ромодановский), Тревер Ховард (Сэр Исаак Ньютон), Лоуренс Оливье (король Вильгельм III), Хельмут Грим (Александр Меньшиков), Ян Никлас (молодой Петр), Рене Саутендайк (Анна Монс), Ханна Шигула (Катерина), Лилли Палмер (царица Наталья), Ян Мальмсьо (патриарх), Джефри Уайтхед (князь Голицын), Олег Федоров (боярин Лопухин), Борис Плотников (Алексей), Роман Филиппов (Данило Меньшиков), Всеволод Ларионов (князь Сухоруков), Наталья Андрейченко (Евдокия), Кристоф Ейхорн (Карл XII, король Швеции), Грэхем МакГрас (10-ти летний Петр), Дени Де Марн (старый Петр) и другие.

Режиссер: Лоуренс Шиллер. Потом – Марвин Чомский

Оператор: Витторио Стораро

Художник-постановщик: Александр Попов Джон

Блезард Художник по костюмам: Элла Маклакова Сибилла Ульсамер

Продюсеры: Марвин Чомский Лоуренс Шиллер

«Петр Великий» с 3 января, в 19.30, на канале ТВС 8 серий

За дополнительной информацией обращайтесь по тел.: 784-79-1 (Лейн Мария, Хлесткина Дарья, Трапезникова Ксения) или пишите на электронный адрес: marketing@tvs.tv

Последние новости

comments powered by HyperComments