ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

03.02.2003 13:10:

НИДЕРЛАНДЫ: РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ ПОБЕДИЛ В КИНОФЕСТИВАЛЕ И ПОЛУЧИЛ 10,000 ЕВРО



В воскресенье завершился кинофестиваль в Роттердаме - самый большой в Европе по количеству картин (вместе с короткометражками - около тысячи).

На нем вручают три равноправных главных приза, сопровождаемых чеками на 10 тысяч евро и именуемых "тиграми" (европейские фестивали обожают именовать свои награды "львами", "тиграми", "леопардами" и т.д.).

Один из них достался режиссеру Ларисе Садиловой за фильм "С любовью. Лиля".

Два других отбыли в модные сейчас киностраны - Аргентину (фильм "Странный" режиссера Сантьяго Лосы) и Южную Корею ("Мое второе имя - ревность" режиссера Парк Чан-Ок).

Роттердамский фестиваль - не только самый крупный, но и самый неголливудский из мировых киносмотров первой десятки. Тут особенно гордятся тем, что, например, в этом году среди гостей было 289 режиссеров и ни одной кинозвезды.

Тут в рамках гигантского рынка проектов "Синемарт" финансируют фильмы из разных стран. Короче, в Роттердаме ориентируются на "настоящее кино", под которым, впрочем, понимают не столько чистое киноискусство, сколько картины из регионов, прежде считавшихся обочиной культуры, а также ленты социальные, политически актуальные.

Ларису Садилову в Роттердаме заметили после ее дебютного фильма "С днем рождения", считают своей протеже (оттого, возможно, отчасти и наградили), называют ее стиль "женским реализмом". Но, конечно, картина "С любовью. Лиля" приглянулась европейцам еще и потому, что продемонстрировала неизвестные им подробности быта русской провинциалки (героиня работает на птицефабрике и отчаянно-безуспешно пытается обрести личное счастье).

Садиловой впору гордиться: ее работу оценило жюри, в составе которого были метр европейской режиссуры француз Оливье Ассаяс и зубр фестивального бизнеса бывший глава Венецианского фестиваля Альберто Барбера.

Для российской публики, заметим отдельно, фильм-лауреат "С любовью. Лиля" пока недоступен. У него до сих пор нет прокатчика, кинобизнесмены, вероятно, считают его некоммерческим. Хотя это явно не так.

"С любовью. Лиля" - четвертая российская картина, получившая серьезные интернациональные награды за последние полгода: после "Кукушки" и ее "Святых Гергиев", "Дома дураков" и его венецианского "Льва" и "Любовника" и его "Золотых раковин" из Сан-Себастьяно. Награды говорят о том, что на наш кинематограф вновь обратили внимание. Прогресс. Этот прогресс проявился и в том, что в Роттердаме вообще была достаточно представительная русская программа.

Вне конкурса показали "Дом дураков" Кончаловского, "Русский ковчег" Сокурова, "Змея" Мурадова, "Убитых молнией" параллельщика Юфита (еще одного протеже Роттердама), документальный фильм "Арсений Тарковский: внешнее присутствие" Амирхаяна, короткометражку "Двое" Фролова, а также активно раскручиваемый в России "Гололед" Брашинского, роттердамская судьба которого оказалась огненной. Огонь растопил "Гололед" в прямом смысле слова: во время второго из намеченный показов на глазах публики сгорели 9 секунд копии. Режиссер с продюсером решили досрочно покинуть Нидерланды.

Другое дело, что в список "топ-50 лучших фильмов фестиваля по оценкам зрителей" из наших фильмов попал лишь "Дом дураков" (36-е место со средней оценкой 4.10 по пятибалльной шкале).

Но этому едва ли стоит придавать большое значение: роттердамский зритель - как и фестиваль - любит в фильмах политический либерализм среднеевропейского образца. Фильм про Чечню или трагедию боснийских мусульман на высокие оценки обречен. Другие фильмы - не обязательно.

Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, Известия

www.rus.nl

Последние новости

comments powered by HyperComments