ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

20.01.2006 11:01:

КАК ЗАЩИТИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ?



ПРЕСС-СЛУЖБА РТРС
20 января 2006 года


Каждая компания, которая появляется на уже сложившемся рынке, должна завоевать свое место под солнцем. Даже если эта компания создана Президентом.

В 2001 году всем, кто определял тогда пути развития телерадиовещания в стране, было понятно, что грядет переход на цифровые технологии, а инфраструктура эфирного вещания, созданная в середине прошлого века, не только к этому не готова, но и продолжает ветшать. Для ВГТРК, в составе которой тогда находились около 100 региональных телевизионных и радио- передающих предприятий, их деятельность была непрофильной, а потому – второстепенной.

Нужен был настоящий хозяин. А хозяйство немалое. Больше восьми тысяч антенно-мачтовых сооружений, почти 16 тысяч передатчиков, 20 тысяч гектаров земли под инженерными сооружениями. Причем, раньше башни часто строились в центре городов, а значит, земля не дешевая. Вся эта гигантская и дорогая инфраструктура – плод усилий страны, создавшей на своих бескрайних просторах телерадиовещательную сеть с единым управлением, не имеющую аналогов в мире. Она до сих пор обеспечивает вещание почти полутора тысяч телевизионных и радиокомпаний от Калининграда до Сахалина, а, благодаря мощному радиовещанию, охватывает всемирную аудиторию в 109 миллионов человек.

РОДОВАЯ ТРАВМА

В августе 2001 года Указом Президента создана Российская телевизионная и радиовещательная сеть – государственное предприятие, директором которого назначен Геннадий Скляр – человек, не связанный в прошлом с телекоммуникационным сообществом. Так как оно, это сообщество, еще при рождении РТРС не могло поделить власть над этим колоссальным ресурсом. Два министерства – Минсвязи и Минпечати – боролись за право владеть технической частью информационной машины страны, вхожей в каждый дом. РТРС до сих пор несет на себе печать родовой травмы: в 2004 году в ходе административной реформы министр Л. Рейман вновь настаивал на подчинении РТРС Мининформсвязи, но Правительство решило иначе – РТРС вместе с ВГТРК, основным ее партнером, вошли в состав предприятий, подведомственных Министерству культуры и массовых коммуникаций. Таким образом, естественное тяготение технологических комплексов возобладало над искусственной нарезкой отраслей дорыночной эпохи.

Но проблема межведомственной разобщенности, когда одно ведомство отвечает за функционирование и модернизацию сети (Минкультуры), а другое вырабатывает правила и распоряжается частотным ресурсом (Мининформсвязи), - эта проблема, остроту которой подчеркнул руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Б. Боярсков, выступая недавно на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей, - осталась. Одним из ее проявлений стала трактовка Россвязью положений «Закона о связи», увязывающая присвоение радиочастот с лицензированием, что позволяет этому федеральному агентству возвращать РТРС ее заявки на радиочастоты без рассмотрения, а Россвязьнадзору наказывать РТРС за вещание без разрешений, причем вещания в российской глубинке, где всего-то принимаются один-два канала. Это что – государственная политика? В октябре 2005 года Арбитражный суд Москвы решил, что Федеральное агентство связи неправо и обязал выдать РТРС разрешения.

Межведомственная разобщенность становится все более нетерпимой в условиях, когда телерадиовещание России стоит на пороге осуществления крупного проекта общенационального масштаба – перехода на цифровые технологии. Правительство должно, наконец, определиться, кто наделен полномочиями и, следовательно, отвечает за реализацию проекта, по масштабам сравнимого с планом ГОЭЛРО, осуществленным в советское время.

По оценке экспертов, стоимость этого проекта 1,5 - 2 млрд. долл. Причем это те деньги, которые государству придется вложить в свою сеть, чтобы цифровые услуги после модернизации были доступны нашим небогатым телезрителям и радиослушателям. Модернизация на частные деньги в наших условиях невозможна: какая частная компания пойдет на долгосрочные инвестиции по созданию цифровой сети для распространения бесплатных государственных каналов, по обеспечению населения льготными цифровыми декодерами для телевизоров? Однако коммерческое использование цифровой сети позволит в дальнейшем в значительной мере окупить произведенные затраты. Такова позиция РТРС. У нас есть экономически оптимальная программа цифровой модернизации сети с опорой на эфирное вещание, выбранное для нашей страны тогда, когда создавалась сеть, и учитывающая ее пространственно-временные характеристики.

РТРС приступила к собственному спутниковому проекту – созданию специализированных малых спутников, что позволит примерно в полтора раза удешевить для вещателей и населения услугу по доставке телерадиосигнала «под ключ», в несколько раз увеличить количество телевизионных и радиопрограмм, распределяемых на территории России, и ускорить развитие регионального спутникового телевидения в стране. К созданию своих спутников РТРС подтолкнуло не только задание Президента страны по созданию единого производственно-технического комплекса, не только необходимость предоставления услуг, за качество которых предприятие могло бы полностью отвечать перед конечным потребителем, но и позиция «Космической связи» (ГПКС), подведомственной Мининформсвязи. ГПКС не пускает РТРС на свои спутники, в течение четырех лет отказывается заключить с РТРС договор. В коммерческих целях создан новый телепорт на Дальнем Востоке, хотя страна уже располагает там телепортом РТРС. И никого не смутило, что расходы по ликвидации мощностей РТРС в регионе нанесут государству суммарный ущерб не менее 600 млн. рублей.

…И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Может, Мининформсвязи право? Зачем нужны частные предприятия, когда государственные или контролируемые государством предприятия ведут себя как вполне рыночные субъекты, если даже государственные органы в нашей стране могут позволить себе участвовать в конкурентной борьбе на стороне одного из участников. Тема не новая, и не только РТРС она касается. Нас она интересует не в теоретическом, а в сугубо прикладном аспекте: как государственному предприятию защитить себя от государства, ведущего себя подобно частному лицу?

РТРС стала объектом давления, в котором участвуют ряд средств массовой информации и некоторые государственные органы. В 2005 году в течение нескольких недель в шести центральных газетах («Новые Известия», «Московская правда», «Парламентская газета», «Российская газета», «Новая газета», «Комсомольская правда») были опубликованы материалы, в которых сообщалось о нарушении РТРС действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении обычаев делового оборота, о незаконности заключения сделок с зарубежными фирмами, нецелевом использовании бюджетных средств и федерального имущества, выводе средств в зависимые структуры, неправильном распоряжении частотным ресурсом, и даже о нанесенном РТРС ущербе государственной безопасности России и так далее.

Под аккомпанемент выступлений прессы в РТРС развернулись проверки, проводимые по всей стране Департаментом экономической безопасности (ДЭБ) МВД России, его территориальными органами, налоговыми органами с участием сотрудников ДЭБ МВД. Журналист «Новых Известий» через депутата Госдумы Н. Павлова обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить факты собственной публикации. Прокуратура проверила и сообщила депутату, что факты, приведенные автором в статье, и доводы депутата, указанные в его обращении, не нашли своего подтверждения. Результаты ранее состоявшейся проверки предприятия Федеральной службой финансово-бюджетного надзора также ничего не добавили в копилку наших «доброжелателей». Последовавшие по обращению ДЭБ МВД проверки ряда региональных филиалов РТРС, проведенные с участием Роспечати, не подтвердили доводов следователей, а уголовные дела, возбужденные против руководителей трех филиалов РТРС, были прекращены прокуратурой вследствие отсутствия в их действиях состава преступления.

Своим обращением к Генеральному прокурору России (письмо от 1 июня 2005 г. № 134/01) Генеральный директор РТРС попросил о защите интересов государства в лице нашего предприятия.

В конце 2005 года Общественная коллегия по жалобам на прессу при Союзе журналистов России рассматривала обращение РТРС, в котором указывалось на тенденциозность и недобросовестность публикаций названных СМИ, пользование непроверенной информацией (ни один из авторов не обратился в РТРС), на использование ими приемов, которые в просторечии называются «черным пиаром». Общественная коллегия в своем вердикте отметила, что она не исключает проведения против РТРС целенаправленной кампании. Кстати, почти все газеты (без желания) все-таки напечатали свои отклики на наши опровержения, кто под рубрикой «Работа над ошибками», кто в другой форме, а «Парламентская газета» даже опубликовала интервью генерального директора РТРС, за что мы ей, конечно, благодарны.

Заказной характер информационной кампании против РТРС у нас сомнения не вызывает, хотя поименованные СМИ отказали представителям РТРС во встрече с авторами публикаций. И мы не смогли задать им самый интересный вопрос. Нас интересует не сколько (это, конечно же, коммерческая тайна), а кто заплатил за весь этот концерт? Кто заказчик? Поэтому разбираться приходится самим. Еще один вопрос: а кто должен обеспечивать экономическую безопасность государственного предприятия, которое, как говорилось, своими сетями входит каждый день в каждый дом, вещает по всему миру, и которое президентским указом отнесено к разряду стратегических предприятий?

Очевидно, те самые, которые затравили двадцатитысячный коллектив предприятия своими проверками. Охрана госсобственности дело, безусловно, благое. Но ведь что интересно: ни одного постановления о проверках со стороны, к примеру, МВД, как это предусматривается приказами министра внутренних дел, в РТРС так и не увидели, зато у нас есть письмо ДЭБ МВД в территориальные органы с заданием выявить в наших региональных филиалах факты «злоупотреблений должностными полномочиями их руководителями, уклонения от уплаты налогов» - вот так, квадратно-гнездовым методом по всей России.

В октябре 2005 года «Новая газета» обратилась к теме недостроенной Екатеринбургской телебашни. Подумать только: 15 лет стоит недострой и никому дела нет, стоило РТРС (существует, напомним, четыре года) заняться этой проблемой, организовать обследование, предпроектные работы – опять плохо. И все с намеком на давешние публикации – нечисто, дескать, в РТРС. Вот и Счетная палата России заинтересовалась: а не отдать ли недострой вместе с дорогой землей в центре города областной администрации: пусть достроит, инвесторов найдет. Недавно несколько месяцев отбивались от «инвесторов» в Сочи (тоже землица «золотая» под нашими объектами федеральными) – решили на ней гаражи построить (пока). Решили сами, без всяких разрешений, и начали строить. Здесь федеральные органы помогли пресечь самодеятельность «деловых людей».

Но это не единственный захват земель, на которых расположено недвижимое имущество, закрепленное за ФГУП «РТРС». Достаточно упомянуть многострадальный земельный участок в Москве в Южном Бутове. На нем уже более десяти лет идет самовольная застройка коттеджами участка и прилегающей территории с нарушением границ охранных зон, в местах прокладки трасс подземных линий связи. Сколько было звонков в РТРС с предложением «решить вопрос» в разных инстанциях, чтобы узаконить это строительство, сколько анонимных угроз генеральному директору Г. Скляру, даже дело уголовное было возбуждено против руководства московского филиала, в ведении которого находится объект.

РЕЗЮМЕ

Подводя итоги четырехлетней работы, можно сказать, что РТРС выполнила главную задачу, поставленную указом Президента страны, обеспечила устойчивое вещание. Ушли в прошлое отключения телевещания за долги наших филиалов энергетикам. Началась реальная модернизация сети, мы вплотную подошли к переходу на цифровые технологии.

Ставя в данной публикации все непростые вопросы своей повседневной жизни, РТРС делает это с уверенностью в своих силах и в своем будущем. Мы состоялись и поэтому с нами борются всерьез. По-взрослому. Мы обращаем внимание общественности на те проблемы, которые из внутрикорпоративной плоскости переходят в политическую. Кому мешает РТРС, ее руководство? Тому, очевидно, кто домогается контроля над национальной телерадиовещательной сетью как бизнесом и политическим ресурсом. Для чего – это уже не наш вопрос.

Последние новости

comments powered by HyperComments