ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

13.02.2003 09:19:

СМЕРТЬ КАК ПРЕДМЕТ КИНОИССЛЕДОВАНИЯ





Патрис Шеро: тело как образ всегда находилось в центре внимания











Илья Архипов, Би-би-си, Берлин

"Существуют лишь два предмета, о которых стоит снимать фильмы, - секс и смерть", - сказал знаменитый Гринуэй. Если оставить в стороне возможные возражения английскому режиссеру, то можно сказать, что Берлинале во многом следует его примеру. Если о сексе на этот раз заметных фильмов нет, то о смерти представлены несколько фильмов, два из которых заслуживают особого разговора.

Взять к примеру фильм Патриса Шеро "Его брат". Это очень тяжелый и грустный фильм. Многих посмотревших фильм потрясла работа режиссера с человеческим телом. Телесность и тема человеческой плоти - одна из главных линий в картине.

Сам Шеро так и говорит: "Это фильм о теле, о разрушении тела, о том, как меняются черты лица, как тела занимают наше пространство". Тело всегда находилось в центре внимания Шеро. Достаточно вспомнить нашумевший "Интим" по роману Ханифа Курейши. Правда, если в нем через тело исследовался секс, то здесь - смерть. Приемы киноязыка, которым пользуется Шеро достаточно просты, - отточенность каждого кадра, длинные планы и предельная реалистичность каждого эпизода.

Не все в зрительном зале, например, выдержали сцену бритья: очень долго камера показывает, как две медсестры бреют тело больного, подготавливая его к операции. Вместе с волосами тело героя теряет связь с миром жизни и отдает себя во власть смерти. Через предельную обнаженность тела и внутреннего человеческого мира Шеро рассказывает нам о том, как в человеке угасает жажда жизни, как как он существует как бы между двумя мирами и тому, как это воспринимается близким ему человеком.

Сюжет прост - есть два брата, один из них тяжело и неизлечимо болен малоизученным заболеванием крови, а второй пытается по возможности его поддержать. Однако хотя эта болезнь может в любой момент привести к смерти, с ней можно жить: умереть можно в любой день, но когда настанет этот день не знает никто. Как говорит врач в фильме должно очень повезти, чтобы больной умер.

По словам Шеро, это картина не о болезни, а о человеческой слабости. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы в такой ситуации сохранить желание жить. И, к сожалению, как показывает Шеро, чаще всего такой силы у человека нет.

Жизнь после меня

Полной противополжностью такому подходу к проблеме смерти стала работа режиссера Изабель Куаксе "Моя жизнь без меня". Этот фильм продюсировал Педро Альмадовар. В нем рассказывается история молодой женщины, которая в отличие от героя Шеро, действительно, умирает. У нее две дочки и любящий муж. Когда она узнает, что ей осталось жить пару месяцев, и она не сможет задуть в день своего рождения 24 свечки, оказывается, что не сделано так много.

И вот скрывая от всех свою смертельную болезнь, она решает сделать все, что может успеть для своих близких: навестить отца в тюрьме, найти мужу новую жену, дочкам записать поздравления на каждый их день рождения, пока им не исполнится 18 дет, и подарить кому-нибудь еще несколько мгновений любви и счастья.

Эта трогательная до слез история снята без капли лишних сантиментов выдержано и лаконично, а оттого фильм потрясает еще сильнее. Эти два фильма одни из наиболее интересных в конкурсной программе Берлинале, которая по мнению многих критиков оказалась сильнее прошлогодней. В основном, это фильмы, заставляющие человека задумываться над самыми важными вопросами существования и глубже чувствовать, тот мир, в котором ему довелось появиться на свет.

bbc.co.uk

Последние новости

comments powered by HyperComments