ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

04.06.2009 13:46:

"КИНОБИЗНЕС В УКРАИНЕ": ВТОРАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ



Компания Media Resources Management Украина
E-mail: Tanya@mrm.com.ua
«Кризис – это хорошо. Он — как пост или диета, очищает организм, а его сильные части, наоборот, обновляются и крепнут», — так охарактеризовал нынешнее время Игорь Ставчанский, выступая на Второй Международной Конференции «Кинобизнес в Украине», которая состоялась 1 июня 2009 года в конференц-зале кивевского «Президент Отеля».

Проведение этой Конференции во второй раз (да еще и в самый разгар кризиса) бесспорно доказывает, что мероприятие является здоровым и сильным организмом, и что оно очень нужно рынку, который его поддержал и уверенно принял, как в лице докладчиков, так и в лице многочисленных слушателей.

Организатором мероприятия традиционно выступила медиаконсалтинговая компания «Медиа Ресурсы Менеджмент». Конференцию посетило около 130 участников, в числе которых были замечены все ключевые производители теле и кинопродук¬та Украины, а также представители других сегментов кинорынка страны, гости из России, Болгарии, Великобритании, а само мероприятие уже второй день, кроме прочих, освещается двумя общенациональными каналами «Интер» и ICTV.

Первые плоды

Кроме того положительного факта, что Конференция состоялась вопреки экономической ситуации, можно констатировать ряд реальных событий на рынке, которые в той или иной степени являются заслугой мероприятия. Так, в рамках Конференции было принято очень важное для индустрии кино решение — сделан первый шаг на пути создания новой отраслевой органи¬зации продюсеров кино.

Конференция стала площадкой для встречи руко¬водителей трех крупнейших производителей кино и теле-продукта в Украи¬не — Виктора Мирского (Film.UA), Виктора Приходько («Про-ТВ») и Влада Ряшина («Стар Медиа»), в ходе которой было принято решение о создании в Украине новой отраслевой организации теле и кинопродюсеров. Хотя офи¬циальное название нового органа пока не утверждено, скорее всего, он будет создаваться в форме ассоциации.

Кроме того, если на Первой Конференции в прошлом году «Студия Квартал 95» присутствовала только как слушатели, то в этом году Владимир Зеленский уже выступал как докладчик, рассказы¬вая о создании «Любви в большом городе» — безусловно успешного проекта и первого опыта «Квартала» в плане большого кино (и, надо полагать, не по¬следнего).

То есть, берем на себя смелость предположить, Конференция помогла становлению нового и успешного (!) игрока рынка кино.

Новые возможности

Одним из основных отличий Второй Конференции от Первой является, по¬жалуй, тот факт, что на Первой Конференции организаторы хотели просто сделать срез ситуации на рынке, а тематика Второй была адаптирована к сегодняшним экономическим условиям, и конференция должна была стать наглядным пособием, как же выстоять в условиях экономического спада, и рассказать о скрытых возможностях во время кризиса, неочевидных на пер¬вых взгляд, открыть незанятые ниши. На такую незанятую нишу красноречиво указал уже первый доклад на конферен¬ции, посвященный статистике рынка кино в Украине и представленный (внима¬ние!) российской компанией «Планета Информ».

И если в прошлом году аналогичный доклад делался украинской компанией («Синема аналитикс»), и только звучали сожаления по тому поводу, что данные об украинском рынке сначала по¬падают в Россию, а потом только переправляются в Украину, то в этом году выяс¬нилось, что и этот алгоритм уже не работает, и ни одна украинская компания не в состоянии сделать полный обзор рынка кино в цифрах. Никто не станет спорить, что индустрия не может считать себя полноценной, не генерируя статистику о са¬мой себе, поэтому ниша очевидна, добро пожаловать ее занять.

На другую возможность во время кризиса указал Лев Николау, генеральный продюсер группы компаний «Леополис» (Россия). Лев рассказал о том, что в виду кризиса посещаемость в кинотеатрах России растет (пусть даже этот факт обусловлен не влиянием кризиса, а открытием новых кинотеатров, как метко подметила Людмила Горделадзе, директор киевского кинотеатра «Жовтень»), а их количество (учитывая масштабы России и специфику соотношения городского и сельского населения) вполне сопоставимо с количеством кинотеатров на развитых рынках. Так, по словам г-на Николау, все это является хорошей новостью для российских продюсеров, которые колеблются, стоит ли выпускать фильмы с расчетом на кинотеатральный прокат. Од¬нако, тут стоит задуматься, для кого такая ситуация более выгодна: ведь если в больших городах кинотеатральные сети уже довольно хорошо развиты, то можно предположить, что прирост кинотеатров происходит в основном за счет однозальников в небольших городах. И логично спрогнозировать, что такие кинотеатры скорее отдадут свои экраны под голливудские фильмы (недостатка в которых нет), нежели под российские фильмы, среди которых настоящие блокбастеры безусловно есть, но не в таком изобилии, как того хотелось бы. Так что прирост посещаемости – это возможность, но вот для кого, российских продюсеров или Голливуда, это еще вопрос.

Тенденции

Подобные конференции всегда является показательными в плане выяв¬ления актуальных тенденций рынка. Нынешняя Конференция выделила две интересные и абсолютно противоположные тенденции: в то время как Голливуд локализирует производство, отечественные и российские компа¬нии ориентируют свой продукт на западный рынок.

Так, в пользу первого утверждения свидетельствует Вадим Соколовский из «Уолт Дисней Компани СНГ», российской (!) компании, специально созданной голливудским мейд¬жером в России, чтобы производить русское кино для российского зрителя. Первый проект компании в России «Книга мастеров» имеет полностью рус¬ский посыл, и компания не планирует продажу фильма на другие (ну кроме СНГшных) территории. То есть смысл в том, что «Дисней» специально зани-мает нишу семейного кино в России, чтобы этого не сделали другие компа¬нии, при этом четко понимая ограниченность рынка сбыта.

Абсолютно противоположную цель преследует российская компания Rus¬sia Film Group (на конференции от ее имени говорил Михаил Расходников, Вице-президент), которая производит фильм «Вий», делая большую ставку на распространение фильма на зарубежных рынках. Кстати, такой пример есть и в Украине, когда компания «Ялта-Фильм» заставила Богдана Ступку говорить на английском языке в фильме «Сафо», также полностью ориентированном на продажу за рубеж. Поскольку Олег Малышевский (исполнительный директор «Ялта-Фильм») не рассказал на конференции об успехе данного мероприятия (несмотря на приличную кассу (более $1 млн.) фильма в украинском прокате, но это совсем другая история), можно предположить, что опыт не удался.

И тем не менее, две эти тенденции очевидны и обе набирают обороты. Время покажет, кто все же дальновиднее и чьи амбиции более оправданы: Голливу¬да о том, что они могут покорить локальные рынки, или российских/украин¬ских кинопроизводителей о том, что они могут покорить мир…

Свежая тема

Стоит, наверное, отдельно отметить доклад Ксении Леонтьевой из питер¬ской компании «Невафильм», которая рассказала о возможностях, который предоставляет цифровой кинопоказ, технология, идущая на смену пленоч¬ным техникам демонстрации фильмов в кинотеатрах. Несмотря на то, что в зале присутствовали специалисты, доклад Ксении вызвал живой интерес, поскольку многие не подозревали, что цифровое кино – это не DVD, и не только 3Dизображение, а отдельная технология, предоставляющая новые возможности как для кинопрокатчиков, так и для самих кинотеатров.

Рынку не хватает дискуссии

Говоря о прочих аспектах конференции, отличных от докладах и докладчиках, мы подметили острый дефицит возможностей для общения, который пусть и не в полной мере, но удовлетворила Конференция. В пользу этого говорит и тот факт, что во время кофе-пауз и обеда в зоне конференции были замечены многочис¬ленные «зайцы», не заплатившие за регистрацию, но «прискакавшие» во время пауз, чтобы «поймать» участников и пообщаться с людьми, которых очень сложно «поймать» в обычной жизни. Да и многие участники сетовали на жесткий регла¬мент мероприятия, не позволивший им вдоволь пообщаться с коллегами.

Общее впечатление

Конференция выявила неочевидный на первый взгляд факт того, что и укра¬инский, и российский рынки намного больше интегрированы и между со¬бой, и в мировую киноиндустрию, чем сами участники этих рынков полага¬ют. Например, на конференции выяснилось, что упомянутый выше фильм «Вий» снимался на чешской киностудии «Gatteo», представитель которой также делал доклад на Конференции. Российский «Леополис» гордится сво¬им русским фильмом, снятым в Нью-Йорке с украинскими актерами в главных ролях, в то время как Роман Балаян снимает свои фильмы с российски¬ми звездами на бюджетные средства Украины. И таких примеров во время Конференции прозвучала масса.

Так что вывод напрашивается один: в кризис надо объединяться, консолидироваться, укрупняться и смотреть выше личных амбиций и дальше своего двора. Кинобизнес в Украине есть, но ка¬ким он будет дальше, во что он разовьется и сколько на это уйдет времени зависит в первую очередь участников рынка, ведь «кризис в первую очередь в головах», резюмируем мы, перефразировав выражение профессора Преоб¬раженского из бессмертного произведения Михаила Булгакова.

Последние новости