ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

29.11.2002 00:14:

"Касабланке" - 60 лет



Хамфри Богарт стал первым и непревзойденным носителем стиля "кул" - 26 ноября исполнилось 60 лет со дня выхода в свет фильма "Касабланка" - одного из самых популярных фильмов в истории мирового кино. Александр Кан, Русская служба Би-би-си Фильм этот давно превратился в легенду, породил вокруг себя немало легенд, сделал легендами и снявшихся в нем актеров Хамфри Богарта и Ингрид Бергман.

Под грозную музыку военной поры закадровый голос в начале фильма бодрым тоном ведущего военной хроники рассказывает зрителям, что собственно происходило в те месяцы в Касабланке, и как этот марокканский порт на берегу Средиземного моря превратился в перевалочный пункт на пути в Лиссабон, откуда многочисленным беженцам открывался путь из охваченной огнем войны Европы в Соединенные Штаты. Люди ждали, ждали, ждали...

Для зрителей премьерного показа - а прошел он в праздничный День благодарения в ноябре 1942 года - эти факты были не далекой историей, а реальностью вовсю гремевшей войны.

Название далекого и ранее никому не ведомого города во французском Марокко не сходило с первых страниц газет: за две недели до премьеры союзники высадились в находившейся под властью оккупационного режима Виши Касабланке, а еще через два месяца в городе прошла конференция руководителей мировых держав.

Сиюминутная актуальность, конечно же, помогла фильму на первых порах, но в историю он вошел совсем не как фильм об истории войны, а как история любви, где война - лишь страшный и грозный фон.

Но даже и история сама по себе - вполне мелодраматичная - не гарантировала бы фильму его нынешнего непререкаемого статуса. Главное - стиль, неповторимый стиль film noir, который и зародился, собственно, в "Касабланке" и долго еще, целое десятилетие господствовал в мировом кино.

Интересно, что и современники мгновенно оценили его. "По спине пробегают мурашки, и сердце замирает", - писал уже на следующий день после премьеры рецензент "Нью-Йорк таймс".

А в марте 1943-го на церемонии Оскаров "Касабланка" получила три золотые статуэтки: за лучший сценарий, режиссуру и лучший фильм. Да что там Оскары. За минувшие шесть десятилетий редко какой из публиковавшихся с тех пор списков самых лучших фильмов всех времен и народов обходился без "Касабланки".

Однако интересно вот что. Мало кто помнит теперь имя режиссера фильма Майкла Кертиза. Но все помнят Хамфри Богарта. Невысокий, совсем не героической и даже не романтической внешности актер стал первым и непревзойденным носителем стиля "кул" - не выходящей из моды спокойной, уверенной в себе небрежности, без особых усилий покорившей сердце красавицы Ингрид Бергман.

Интересно, впрочем, что ни Богарт, ни Бергман не были первым выбором режиссера. Еще интереснее, что поначалу на главную роль планировался находившийся тогда в зените голливудской славы Рональд Рейган.

Нет лучшего доказательства классичности фильма, чем растаскивание его по цитатам в других картинах.

Да что там цитаты: блестящий стилист Вуди Аллен целый свой фильм Play Again Sam - "Сыграй еще разок, Сэм" - построил на диалогах своего типичного героя невротика с мужественным и неотразимым Хамфри Богартом.

Би-Би-Си

Последние новости